Праздник
старый как мир
Когда
люди начали отмечать Новый год? Никто, конечно, на такой вопрос
не даст точного ответа. История этого обычая стара, как история
человечества. Одно можно сказать определенно: еще до создания
календаря, который, как известно, возник очень давно - около
6 тысяч лет назад.
Изначально
новогодний праздник был чисто языческим. Поклонявшиеся Солнцу
как главному божеству люди считали, что новый год начинается
в марте - с наступления весны, с обновления всей природы.
Именно
1 марта начинался очередной год в Древнем Риме. И соблюдался
там такой порядок довольно долго, почти 700 лет, до того момента,
как император Гай Юлий Цезарь провел реформу календаря.
Поначалу
римляне пользовались 10-месячным греческим календарем. Поэт
Овидий писал, что, возможно, это было связано с количеством
"перстов на руках", а возможно, и с числом лунных
месяцев женской беременности. В соответствии с календарем
год насчитывал 304 дня. Первый его месяц, март, был назван
в честь бога войны Марса. Последний, децембер, получил название
по своей очередности (по латыни december - десятый).
Когда
явно неудобная десятичная система стала утомлять римлян, они
прибавили к греческому году еще два месяца - январь и февраль.
Позднее они, будучи суеверными, посчитали четные числа несчастливыми
и перетасовали число дней в месяцах: в них стало либо 29 дней,
либо 31 день. И только февралю было суждено оказаться "вдвойне
несчастливым": он содержал четное число дней и оказался
самым коротким и последним месяцем в году.
Так
в Риме постепенно пришли к тому, что уже было в двух других
государствах древнего мира: Египте и Китае.
Египетский
календарь является одним из первых известных нам. Год у египтян
состоял из 360 дней, к которым прибавлялось еще 5 праздников
в честь детей бога земли Геба, его жены и одновременно сестры,
богини неба Нут.
Когда
военачальник и друг Александра Македонского Птоломей I Сотер
("Спаситель") получил от того в управление Египет,
греки назвали эти 5 дней одним словом "эпагомены",
то есть "сверх месяца".
Однако
кроме египтян и китайцы знали, что год состоит из 365,25 дня.
И неудивительно, что благодаря торговым и другим связям между
Китаем и Александрией, столицей династии Птоломеев, это стало
известно александрийским ученым, и они пришли к выводу о реформе
египетского календаря, который отставал каждый год на четверть
суток.
Реформу
предпринял Птоломей III Эвергет ("Благодетель").
Он издал знаменитый декрет, который гласил: "Так как
звезда Сириус за четыре года уходит на один день вперед, то
для того чтобы со временем летние праздники не пришлись на
зиму, предписываем отныне через каждые четыре года справлять
праздник богов после эпагомен и перед Новым годом..."
Но
вернемся в Древний Рим. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь, возможно,
по совету Клеопатры, женщины не только красивой, но и умной,
образованной, взял с собой в Рим александрийского ученого
Созигена. В результате его расчетов и был введен новый календарь.
В
основу календаря римляне положили годичное движение Солнца
по 12 зодиакальным созвездиям. Первым месяцем стал январь,
названный в честь двуликого Януса - бога входов и выходов,
дверей и всякого начала. Первым - потому что именно в январе
римские консулы ежегодно вступали в должность. Все нечетные
месяцы насчитывали 31 день, все четные - 30. Однако для декабря,
четного месяца, Юлий Цезарь сделал исключение, прибавив к
нему еще 1 день. Вот так и пришло в календарь 31 декабря,
которому суждено было стать самым развеселым днем года.
Властью,
данной ему как верховному жрецу-понтифику, Цезарь возжег на
Капитолийском холме Рима "юпитеров огонь", провозгласив
введение нового календаря с 45 года до нашей эры (н. э.).
После
торжественных похорон Юлия Цезаря (он был заколот заговорщиками
в 44 году до н. э.) его сподвижник и друг Марк Антоний предложил
увековечить память императора, переименовав седьмой месяц
года в июль. И отбыл в Египет все к той же Клеопатре. Там
он через 14 лет был разбит Октавианом, который провозгласил
себя Августом ("Высшим").
Став
императором, Август еще раз "упорядочил" календарь:
переименовал восьмой месяц года в август. Чтобы в этом месяце
было столько же дней, сколько в июле (месяце Цезаря), к августу
добавили день из февраля. В результате в феврале простого
года стало 28 дней, а високосного - 29. Случилось это в 14
году до н. э., и тем самым было завершено составление календаря,
названного юлианским...
Отметим,
что именно из Древнего Рима пришла традиция веселиться в ночь
на 1 января. Еще за 150 лет до наступления нашей эры там установились
основные "правила" встречи Нового года. Всю предшествующую
ему ночь люди разгуливали в масках и приставали к прохожим.
Правда, римляне на празднование не скупились и отмечали Новый
год целых 5 дней: проводили спортивные состязания, делали
жертвоприношения богам, преподносили подарки друг другу, причем
на каждом подарке обязательно писали пожелания на год предстоящий,
Разгуливая по улицам в праздничных одеждах и с оливковыми
ветвями, люди приветствовали всех словами: "Да здравствует
день счастливых надежд!". А римские сорванцы предлагали
прохожим яблоки, утыканные медными монетами, получая взамен
монеты золотые и серебряные...
Вторая
существенная реформа календаря произошла в XVI веке, и связано
это было с тем, что разница между "юлианским" и
солнечным годами составляла 11 минут 14 секунд. По указанной
причине юлианский календарь отставал от природы. Да так, что
со временем день весеннего равноденствия (от которого, по
решению Никейского собора 325 года, отсчитывался день празднования
Пасхи и который был "намертво" закреплен за 21 марта)
стал приходиться на все более ранние числа календаря. К концу
XVI века эта дата "убежала" вперед на целых 10 дней,
что чрезвычайно затруднило расчет Пасхи. И папа Григорий XIII
решился произвести реформу.
Согласно
реформе дата весеннего равноденствия опять возвращалась на
прежнее место, то есть к 21 марта. К тому же из календаря
изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы
столетий, - 1600, 1700, 1800, 1900, 2000.
24
февраля 1583 года была издана папская булла "Календариум
Грегорианум перпетуум" - "Вечный календарь Григория".
Булла вменяла добрым католикам считать гражданский год обязательно
состоявшим из целого числа дней.
Григорианский
календарь был сразу же введен в странах католической Европы,
затем распространился по ее протестантской части. В XIX веке
его ввели в Японии, в XX - в Китае, Болгарии, Румынии, Греции,
Турции, Египте. У нас переход на новый стиль был осуществлен
по декрету 1918 года. Стрелки часов тогда перевели сразу на
13 суток, а поскольку этот год оказался на 2 недели короче,
то 1 января 1919 года пришлось на 14 января по старому, юлианскому,
стилю. Вот вам и разгадка парадокса встречи "старого
Нового года"...
Обсудить
статью
|