В
лесу родилась елочка
Обычай
встречать Новый год у нарядно украшенной елки уходит в древние
времена. И связан он с культом зелени. Наши далекие предки
относились к деревьям, как к живым существам, наделяя их способностью
творить добро и зло. Они считали, что в ветвях деревьев нашли
приют могущественные духи - как добрые, так и злые, поэтому
старались поладить с ними, найти у них поддержку в повседневной
жизни.
Ели в
отношениях людей с деревьями отводилось особое место.
Для древних
германцев ель была священным деревом. Встречая "перелом
зимы" (день зимнего солнцестояния), они развешивали в
своих жилищах еловые лапы как символ пробуждающейся природы
и вечной жизни. Германцы считали, что ель и другие хвойные
деревья пользуются особым расположением главного бога - Солнца,
разрешающего им, в отличие от деревьев лиственных, оставаться
всегда зелеными. Они верили, что в ели обитают духи, являющиеся
хранителями всего живого, что ее иголки способны отпугивать
разных демонов, отводить болезни и прочие напасти.
В Древней
Греции ель была деревом надежды. Ее ветки использовались при
прорицаниях. Из еловых досок был построен троянский конь.
В алфавите
кельтов и друидов первая буква "А" обозначала и
Новый год, и Серебряную ель. Календарь друидов отводил ели
23 декабря, когда, по их убеждению, рождается божественное
дитя, воплощающее дух плодородия. Может быть, в этом истоки
веры в то, что рождественская (новогодняя) елка символизирует
начало годового цикла в жизни?
Древние
западные славяне до принятия христианства считали священным
деревом дуб, а деревом, символизирующим наступление нового
года (который у них начинался весной), - березу. Для празднования
Рождества они выбрали ель. Зажигали на ней огни, но не ради
потехи, а в знак того, что весенней богине Живе подошла пора
отправить на землю своего сына по имени Свет. Возле елки надлежало
веселиться: смеяться, петь, играть на музыкальных инструментах.
С какой целью? Чтобы пробудить всех в сонном царстве Деда
Мороза, освободить от его оков природу.
В символике
многих древних народов ель олицетворяла храбрость, смелость,
дерзость, безрассудство, долголетие, бессмертие, царские достоинства,
приподнятое состояние духа. Считалось, что в самой ели и в
ее шишках заключен огонь жизни, восстановления здоровья.
Христианская
церковь долгое время отказывалась от народного обычая украшать
жилища и храмы на Новый год ветвями вечнозеленых деревьев
(кроме ели в таком качестве применялся лавр). Прошли сотни
лет, прежде чем он возродился.
В начале
XIII века ель стала полноправным "участником" праздника
Рождества. А в 1500 году в Эльзасе (принадлежавшем тогда Германии;
сейчас это часть Франции) рождественские ели стали освящать
в церквах. С тех пор в германских деревнях принято в конце
декабря приносить елку в дом.
Красивый
обычай празднования Рождества, а заодно и Нового года с елкой
получил распространение и в германских городах, причем не
только среди простых людей, но и среди знати. Устанавливая
дома дерево, считавшееся их предками священным, люди славили
с его помощью жизнь, верили в его победу над любыми стужами.
Они украшали елки, зажигали на них огни, показывая этим свою
готовность приложить силы, чтобы сделать жизнь лучше и прекраснее.
Следует
отметить, что обычай украшать деревья существовал у наших
предков еще до наступления новой эры. Обращаясь к дереву и
духам, которые его населяли, с просьбой о помощи, люди старались
их задобрить, поднося всевозможные подарки, обладавшие особым
смыслом. Как правило, это были образцы "жертв":
от охотников - звери, от рыбаков - рыбы, от пахарей - стеклянные
нити дождя...
Возродился
этот обычай в том же самом Эльзасе. В протестантских странах
существует поэтичная легенда о том, как Мартин Лютер, возвращаясь
домой в ночь накануне Рождества (а происходило это в конце
1513 года), был настолько поражен красотой украшенного звездами
неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви
елей, стоящих вокруг, и он даже слышит их едва заметный серебряный
перезвон. Придя домой, Лютер поставил на стол елочку и украсил
ее сверкающими звездочками и горящими свечами.
Поначалу
елки убирались довольно просто. Поскольку эльзасцы считали
рождественскую елку символом истории Адама и Евы, они развешивали
на ней, как на "древе познания", красные и зеленые
яблоки. Как дерево мистическое, отпугивающее разную нечисть,
елку задабривали другими плодами (например грушами), орехами,
съедобными изделиями из теста и сахара. Чтобы победить злые
силы, ее расцвечивали тлеющими головешками.
Постепенно
убранство елок становилось богаче. Германские стеклодувы придумали
очень красивые и легкие стеклянные украшения, в том числе
и шары, которыми были заменены яблоки. Вместо головешек стали
использовать горящие свечи, которые символизировали Христа,
несущего свет миру. Примечательно, что одно время количество
свечей регламентировалось: их должно было быть 12 - столько,
сколько месяцев в году. На макушки елок водружали изображения
солнца, вырезанного из плотной бумаги или сделанного из соломы,
- таким образом это украшение связывалось с солнечным циклом.
Убранная
разноцветными украшениями и освещенная свечами елка пришлась
по душе не только детям, но и взрослым, Расставаться с рождественской
красавицей было жалко всем, и поэтому ее стали оставлять дома
до самого Нового года. Так что уже давно рождественский и
новогодний праздники проводят с одной елкой.
В XVIII
веке праздничная елка в том виде, в котором мы ее знаем, распространилась
из Эльзаса по всей Европе. В 1819 году она появилась как атрибут
встречи Нового года в Венгрии, в 1820-м - в Праге, в 1829-м
- в Скандинавии, в 1840-м - в России. К XX веку она завоевала
весь мир.
По мере
распространения елки менялось и ее убранство. Так, в Скандинавии
придумали вешать на нее украшения в виде снежинок, звезд и
фигурок. Это были своего рода природные талисманы, поскольку
считалось, что использование соломы должно способствовать
урожаю в будущем году.
Верхушку
елки вначале венчала маленькая фигурка Христа. Со временем
ее заменил золотой ангел. Позднее место ангела занял звездный
шпиль - как напоминание о звезде, которая указала волхвам
путь к месту рождения Иисуса Христа. С библейской атрибутикой
связаны колокольчики, шишки, трубы, сердца, венки, фигурки
животных, птиц и рыб.
В 1882
году американец Э. Джонсон предложил освещать елку электричеством.
А в 1895 году его соотечественник, инженер Р. Моррис сконструировал
елочную гирлянду из маленьких электрических лампочек, что
позволило отказаться от свеч, из-за которых нередко случались
пожары; первая гирлянда была зажжена на елке перед Белым домом
в Вашингтоне.
Сегодня
в нашем распоряжении - богатейший выбор елочных украшений,
предлагаемых развитой индустрией игрушек. Казалось бы, можно
отойти от многолетних традиций. Но мы продолжаем верить в
чудеса и поэтому вешаем на елку фигурки ангелов-хранителей
и добрых волшебников, ставим под нее Деда Мороза и Снегурочку
Мы не хотим голодать в следующем году и поэтому наряжаем елку
конфетами, пряниками, фруктами. Мы ждем пополнения семейства
и поэтому укрепляем на ветке куколку-младенца...
Обсудить
статью
|