Ни одно Ваше письмо не останется без ответа...



sp.jpg (518 bytes)

Дедушка Мороз

По мнению исследователей рождественских и новогодних традиций, прообразом Деда Мороза является святой Николай Мирликийский, он же Николай Чудотворец.

Родился Николай в 260 году в портовом городе Патара, находившемся в малоазийской провинции Ликии, в семье пожилых и состоятельных людей. Переселившись в южноликийский город Мира (ныне Демре, Турция), он в молодые годы стал его архиепископом. В дальнейшем прославился многими чудесами и тем, что защищал и распространял христианскую веру лишь с помощью добрых дел.

По одной из легенд, архиепископ подбросил в дом бедняка три золотых яблока. По другой легенде, помог человеку, впавшему в нищету и решившему поправить положение продажей трех своих дочерей в публичный дом. Узнав об этом, Николай подбросил в дом несчастных три набитых золотом кошелька через дымоход, и они попали то ли в башмаки, то ли в чулки девочек, оставленные сушиться у очага; благодаря этому золоту отец сестер сумел выдать их замуж с приданым за достойных людей. Считается, что именно так было положено начало славной традиции дарить детям подарки на Рождество. В европейских странах эта традиция до сих пор жива: ложась спать под Рождество, дети выставляют у порога башмачки или вешают у изголовья носочки, куда заботливые родители от имени добродушного и веселого волшебника кладут подарки.

Умер Николай около 345 года - согласно "Православному церковному календарю"; по другим сведениям, он стал жертвой жестоких гонений на христиан и был предан мучительной казни в 310 году. Причислен к сану святых. Однако в 1969 году папа Павел VI вычеркнул из церковных реестров Николая Мирликийского (а вместе с ним еще 200 святых) по той причине, что он якобы неправильно канонизирован.

Следует отметить, что православные христиане с лишением Николая святости не согласны и по-прежнему чтут его память дважды в год: 9(22) мая (Никола "вешний") и 6(19) декабря (Никола "зимний"). Они считают его покровителем плавающих и путешествующих, занятых в сельском хозяйстве, всех "сирых и убогих".

В волшебника, приносящего подарки детям, святой Николай превратился примерно в первой половине XVI века. По одной версии, это произошло с легкой руки все того же Мартина Лютера (который, напомним, согласно легенде, первым украсил рождественскую елку). Именно в честь благодетельного архиепископа Мирликийского Лютер назвал милого рождественского дедушку, всегда облаченного в красный кафтан, Санта-Николаусом.

До этого к немецким детям в Сочельник являлся злобнющий солдат Кнехт Рупрехт с огромным мешком, в котором, однако, не было ни одного подарка. Мешок предназначался исключительно для карательных целей - в него солдат прятал всех маленьких неслухов, озорников и сорванцов. Кнехт Рупрехт был невероятно высокого роста, лохматый, со спутанной бородой, да еще и в латаном-перелатаном плаще до пят. Похоже, мешка для всех непослушных детей было мало, поэтому и плащ у него был снабжен множеством карманов, используемых все для тех же целей. Понятно, что ужас охватывал ребенка при мысли, что в каком-то кармане осталось место и для него.

Такой гость, конечно же, не способствовал праздничному веселью, и, чтобы не портить настроения в рождественские дни, Рупрехт с годами начал постепенно становиться добрее и уже только грозился забрать с собой самых непослушных малышей. Послушные же стали получать от солдата подарки. Внешний вид его также постепенно менялся к лучшему: исчез, к примеру страшный плащ с карманами, уступив место красочному кафтану. А в XVI веке Кнехт Рупрехт стал помощником Санта-Николауса, С тех пор неразлучный дуэт ежегодно появляется в домах добропорядочных немцев. Санта-Николаус имеет при себе огромный мешок с подарками, а Рупрехт держит в руке пучок розог для наказания нерадивых и непослушных мальчиков и девочек.

По другой версии, святой Николай стал рождественским дедом не сразу. Поначалу его чествовали 6 декабря - в день, когда, предположительно, он ушел из жизни.

Особенно чтили традицию отмечать день святого Николая, покровителя моряков и рыбаков, в портовых городах Северной Европы. Школьники б декабря даже не учились. "Виновник торжества" в образе старика с белой бородой и в шубе ездил по улицам на белом коне или ослике с мешком за спиной и раздавал детям подарки.

В голландском порту Амстердаме святому Николаю ежегодно устраивали пышную театрализованную встречу. В порт входил разукрашенный парусник, прибывший якобы из теплых стран. С его палубы по широкому настилу-трапу спускался на белом коне сам Николай (Клаас) в сопровождении слуги-негра по прозвищу Черный Петер. Позднее негра постепенно вытеснила девочка в белом - праздник-то все-таки зимний, и она больше подходила на роль помощницы рождественского деда.

В остальных же странах Европы 6 декабря белобородый старик уже без всякого сопровождения ходил по домам с мешком за плечами и с розгами в руке: послушных детей он одаривал, нерадивых - наказывал.

После того как в 1583 году папа Григорий XIII ввел новый календарь, названный его именем, еще лет сто рядом с ним упорно существовал старый календарь, юлианский, который отставал сначала на 10 дней, а потом с каждым веком плюс еще на один день. Эта неразбериха привела к тому, что день святого Николая по старому стилю почти вплотную приблизился к Рождеству по новому стилю. И пришлось Санта-Николаусу в Германии, Синтер-Клаасу в Голландии и их "братьям" в других странах приходить к детям не только в день памяти Николая Мирликийского, но и в Рождество, в наше время еще и в новогоднюю ночь...

Кстати, о "братьях". Из них в первую очередь следует назвать Санта-Клауса. Вот как он появился на свет.

В 20-е годы прошлого столетия американцы выдумали собственного рождественского деда и назвали его Санта-Клаусом. Первым о нем "упомянул" писатель Вашингтон Ирвин. В одном из детских рассказов Ирвина Санта-Клаус появился на санях, которые тянула восьмерка северных оленей.

На следующий год незадолго до Рождества другой американский литератор Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая". Она более чем в 20 четверостишиях рассказывает о встрече одного мальчика со святым накануне рождественского праздника. Николай здесь начисто лишен ореола серьезности и строгости, необходимой для архиепископа. У Мура это веселый жизнелюб с круглым тугим животиком, свидетельствующим о пристрастии к вкусной еде, и трубкой, которую он курил не переставая. Он обзавелся восемью оленями, на которых привез мешок с подарками. Теперь Николай никого не наказывает, и его с одинаковым нетерпением ждут и взрослые, и дети... День, когда появилась поэма, принято считать днем рождения милого добряка Санта-Клауса.

Созвучие имен Санта-Николауса и Санта-Клауса, а также возраставшее в течение всего XX века влияние американской культуры на Старый Свет способствовали тому, что за последние 90 с лишним лет память об архиепископе Мирликийском в Германии и других западных странах практически стерлась и святой Николай окончательно сменил облачение священнослужителя на яркий наряд рождественского деда-волшебника. Сегодня белоснежная борода и красная шуба Санта-Николауса, Санта-Клауса и других их "братьев" постоянно мелькают на рождественских и новогодних базарах и в магазинах.

О других "братьях" святого Николая, навещающих людей в дни празднования Рождества и Нового года, подробно мы расскажем позже, когда будем знакомить вас с новогодними традициями разных народов мира. Сейчас же только назовем некоторых из них. Так, в Италии роль доброго деда-волшебника играет Баббо Натале, в Испании, Португалии и большинстве латиноамериканских стран - Папа Ноэль, в Колумбии - Папа Паскуале, в Скандинавских странах - Юлеманд, Юлегуббе, Юлениссе и Юльтомтен, в Финляндии - Йолупукки, в Польше - Свёнтый Миколай, в Болгарии - Ядо Коледо, на Кипре - святой Василий, в Узбекистане - Корбобо...

И в заключение главы - о непрекращающемся споре по поводу того, где сегодня живет Дед Мороз и кто из белобородых старцев, играющих его роль, главнее?

Затеяли этот спор скандинавы, уверенные, что Дед Мороз должен жить не в Малой Азии, а на севере, ближе к полюсу. С годами в него втянулись Германия, Северная Америка, Россия.

На первых порах большую напористость проявили финны, убедившие жителей многих стран, прежде всего детей, в том, что Дед Мороз обретается на севере их страны, в Лапландии, а точнее на горе Корватунтури. Когда в 1927 году финский журналист Маркус Раутио сообщил об этом в одной из детских радиопередач, дети и даже взрослые охотно в это поверили. Свыше 700 тысяч писем более чем из 150 стран мира ежегодно приходит с тех пор в Финляндию! Власти Лапландии вынуждены были в конце концов создать Арктический центр Санта-Клауса, разместив его в нескольких километрах от города Рованиеми.

Этот центр, называемый также деревней Санта-Клауса, располагает официальной резиденцией Деда Мороза, почтовой станцией, сувенирными магазинчиками, ресторанами, аттракционами, мастерской. Здесь разместились также теле- и киностудия, редакция журнала "Санта ньюс". В течение года в центре бывает до 500 тысяч туристов из разных стран, оставляющих в Рованиеми не менее 30 тысяч финских марок. то есть около 7 миллионов долларов. Круглый год работники почтовой станции читают праздничную корреспонденцию и отвечают на письма детворы. Запарка у них начинается в ноябре, когда каждый день на имя Деда Мороза поступают тысячи писем. На помощь почтовикам приходят до 3 тысяч добровольцев из общества Санта-Клауса. Благодаря им ни одно письмо не остается без ответа. И именно этим во многом объясняется безумная популярность рождественской почты Арктического центра.

Примечательно, что больше всего писем приходит из Польши. Девочки чаще всего хотят получить к Рождеству новую куклу или мягкую игрушку, мальчишки грезят механическими игрушками, конструкторами. Много писем получает Санта-Клаус из России. Он отмечает, что обычно русские девочки просят прислать не игрушку, а красивое платье. Бывает, что дети, растущие в неполных семьях, предлагают адресату заменить им отца и стать для мамы "добрым мужем"...

Главными оппонентами финнов выступают норвежцы, утверждающие, что это их Дед Мороз - самый-пресамый. По примеру соседей они тоже выделили Санта-Клаусу официальную резиденцию со специальным почтовым отделением. В "Рождественский дом", расположенный к югу от Осло, ежегодно приезжают примерно 250 тысяч туристов.

С неменьшим упорством отстаивают первородство своего Деда Мороза шведы, устроившие ему резиденцию неподалеку от городка Мора.

Чем больше финны, норвежцы и шведы говорят о своих правах на самого главного Деда Мороза, тем обиднее становится датчанам: ну почему их знаменитый соотечественник Ханс Христиан Андерсен поселил Деда Мороза в Лапландии, не подумав о грядущей популярности своей страны и ее доходах от наплыва туристов?! Правда, зря они обижаются: Дания, страна не столько северная, сколько среднеевропейская, и Деду Морозу в ней придется жарковато. Но датчане нашли выход из положения. Они ведь владеют Гренландией - величайшим полярным островом. Вот там-то и решили они создать столицу Санта-Клауса...

Словом, конкуренция среди северных "братьев" святого Николая возникла нешуточная. Они даже всемирный конгресс провели не так давно в датской столице Копенгагене, чтобы выяснить отношения и установить иерархию. Правда, финский Дед Мороз на этот форум не приехал - якобы по причине большой занятости. И поэтому вопрос, кто же главный, по-прежнему остается открытым.

Адрес для тех, кто хочет написать письмо Деду Морозу и возможно получить ответ:
162340 Россия Вологодская обл., г. Великий Устюг, дом Деда Мороза

Снегурочка

Помните, в предыдущем выпуске мы поведали о том, как в голландском порту Амстердаме святому Николаю ежегодно устраивали пышную театрализованную встречу? Поначалу он прибывал в порт в сопровождении слуги-негра. Позднее негра вытеснила девочка в белом. Скорее всего, именно эта девочка послужила прообразом Снегурочки - то ли помощницы Деда Мороза, то ли его внучки.

В качестве непременного персонажа новогоднего праздника Снегурочка утвердилась только в России. И ничего удивительного в том нет.

Этот образ известен нашему народу с давних пор. Упоминание о девочке, рожденной из снега, встречается в преданиях старины глубокой, посвященных происхождению облачных духов из тающих весною льдов. Девочку ту звали Снегуркой, Снежевиночкой.

Многие, наверное, знают сказку о стариках, не имевших детей и решивших однажды зимой вылепить из молодого снега куклу. Вылепили, а кукла возьми да и оживи. Назвали старики ее Снегуркой. Росла она не по дням, а по часам и стала за зиму такой, словно ей лет тринадцать исполнилось. Красивая, пригожая была Снегурка, да такая смышленая. Все разумеет, про все рассказывает. Всегда добрая, приветливая, послушная.

Но вот прошла зима, стало пригревать весеннее солнце. Сделалось Снегурке грустно. И чем ближе лето, тем она печальнее. На Иванов день собрались девушки гулять, пошли в рощу и Снегурку с собой взяли. Вечером разложили костер и вздумали прыгать через огонь. Последовала за девушками Снегурка. Но только поднялась она над пламенем, как не стало ее - потянулась вверх легким паром, свилась в тонкое облачко и унеслась в поднебесье...

На сюжет этой и других русских народных сказок А. Н. Островский написал в 1873 году пьесу "Снегурочка". По ее мотивам композитор Н. А. Римский-Корсаков создал в 1881 году одноименную оперу. И в пьесе, и в опере Снегурочка, холодное дитя Мороза и Весны, всей душой тянется к людям и любви, от которой ей суждено погибнуть.

Если в сказках Снегурочка считалась дочкой Мороза, то в жизни, точнее в той ее части, что была связана с новогодним обрядом, ей довелось стать внучкой Деда Мороза.

Русский Дед Мороз, в отличие от своих зарубежных собратьев, бывших холостыми, имел жену - Зиму, презлющую, надо сказать, особу. Неизвестно, был ли он счастлив в браке, имел ли детей. Точно знали в прошлом веке россияне лишь то, что раньше Дед Мороз, или как его тогда называли, Дед Трескун, слыл личностью не слишком приятной. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март был он полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце.

Со временем Дед Трескун, превратившийся в Деда Мороза, подобрел. Изменили в нему отношение люди, пожалели его, одинокого, и определили ему в помощницы юную красавицу, рожденную из снега (видимо, в силу национальной русской традиции все делать вместе). С тех пор на встречу Нового года Дед Мороз всегда приходит к нам с милой внучкой Снегурочкой.


Обсудить статью

sp.jpg (518 bytes)

sp.jpg (518 bytes)


Журнал основан 14 февраля 2004 года


Перепечатка и копирование материалов журнала только с активной ссылкой на "KATOGA"

Давайте уважать друг друга

sp.jpg (518 bytes)

   

Hosted by uCoz