Волшебные
открытки
Каждый
год миллионы людей в разных странах отправляют друг другу
яркие рождественские или новогодние открытки.
Считается,
что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1794
году. Художник Добсон на поздравлении своему другу с праздником
нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. Другу
это понравилось, и на следующий год вдохновленный успехом
Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек
и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка.
А несколько лет спустя в Англии нашелся предприниматель, пустивший
рисованные поздравительные карточки в продажу.
По
другой версии, посылать открытки к Рождеству начали только
с 1841 года, именно тогда они появились в витрине магазина
одного предприимчивого книготорговца из Шотландии. Его имя
давно забыто, а обычай, которому он положил начало, остался.
Но
более распространена версия, по которой первым написал поздравительную
рождественскую открытку англичанин Генри Коул, водивший дружбу
с принцем Альбертом, супругом королевы Виктории. В 1843 году
Коул, будучи человеком слишком занятым, чтобы поздравить письменно
всех своих многочисленных друзей, попросил художника Джона
Кэлкотта Хосли (варианты фамилии: Хорсли, Герсли) нарисовать
открытку. Просьба была выполнена, и свет увидела тысяча отпечатанных
открыток с изображением дружной семьи, поднимающей бокалы
за здоровье отсутствующих друзей. Неиспользованные Коулом
открытки были распроданы всем желающим.
Буквально
за несколько лет такой способ поздравления получил широкое
распространение. В 1862 году большим тиражом была отпечатана
первая серия рождественских открыток, и все они мгновенно
нашли своих покупателей. К 1880 году по почте рассылалось
более 11,5 миллиона подобных отправлений. Почтовые работники
были вынуждены напоминать поздравляющим: "Не откладывайте
отправку открыток до самого Рождества".
Первоначально
на открытках чаще всего изображались Иисус Христос в яслях
или летящий ангел со звездой в руках. Затем в их оформлении
стали использоваться мотивы старых традиционных для Британии
рождественских обычаев: малиновка, ветки вечной зелени (падуб,
плющ, омела), веточка вереска, перевитая тартановыми лентами
(национальный символ Шотландии). Позже на открытках появились
изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов,
веток и елочных украшений.
Во
второй половине XIX века поздравительные открытки появились
в России. Поначалу их привозили купцы. На тех открытках были
только рисунки, надписи на русском языке наносились перед
продажей. Стоило подобное поздравление немалых по тем временам
денег.
Чуть
более 100 лет назад в России появились свои почтовые иллюстрированные
карточки. Их производители сразу же отдали предпочтение видам
городов и изображениям цветов, животных, птиц, так как понимали,
что именно такие сюжеты могут заинтересовать широкую публику.
Долгое
время поздравительные открытки печатались в Германии. В нашей
стране их производство было налажено в 1898 году (дата приблизительная);
первые отечественные открытые письма были посвящены Рождеству
и Пасхе.
Открытки
дореволюционной России ничуть не уступали в мастерстве, богатстве
фантазии художника и качестве полиграфии зарубежным, а порою
и превосходили их. Очень скоро они сделались предметом искусства.
И в этом нет ничего удивительного, ведь в создании открыток
принимали участие такие известные художники, как И. Билибин,
К. Маковский, Л. Бакст, Н. Рерих, А. Бенуа, Е. Лебедева.
В
сюжетах господствовал русский стиль с заснеженными избушками,
лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми. Очень часто
на открытках присутствовали рождественская елка или еловые
ветки. Зелень этого дерева - символ Рождества, вечно обновляющейся
жизни.
Дореволюционные
открытки отражали обычай славления Христа в день его Рождества.
Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с
вертепом или звездой, которая ассоциировалась со звездой вифлеемской.
Поросенок
- тоже своеобразный символ праздника, изображавшийся на многих
рождественских открытках, "действующее лицо" шуточных
сценок. Аппетитный поросенок, начиненный кашей, обязательно
присутствовал на праздничном столе.
Встречались
на открытках и прелестные женские головки, и семейные сценки.
Нередко их использовали для рекламы, ненавязчиво помещая предлагаемый
товар под елочкой или в сугробе. Эффектно выглядели открытки,
в оформлении которых использовались блестки и "снег",
сделанный из борной кислоты.
Один
из журналов того времени писал: "Нет теперь дома или
квартиры, куда бы ни проникали эти носители всевозможных поздравлений
и пожеланий на какие угодно случаи жизни..."
Постепенно
открытка стала частью жизни людей, излюбленным средством переписки,
простым, удобным и вместе с тем исключительно красивым. Как
писали тогда в стихотворении:
"На
открытке ведь рисунок часто чудный есть, На рисунке том прекрасном
можно все прочесть!...".
С
начала XX века отправление и получение поздравлений по почте
стали привычным делом для миллионов людей. Огромная масса
ярких красочных весточек курсировала по России, доставляя
большие хлопоты почтальонам и основательные доходы издателям.
После
1917 года рождественские и новогодние открытки были упразднены
как "буржуазный пережиток". Слова "С Рождеством
и Новым годом" исчезли из лексики печатных изданий. Однако
люди не растерялись и стали посылать поздравления на открытках
с репродукциями полотен художников и видами городов. Это продолжалось
почти до самого окончания Великой Отечественной войны.
В
декабре 1944 года в страну из-за рубежа хлынул поток великолепных
новогодних открыток - солдаты и офицеры посылали их родным
из освобожденных от фашизма стран Европы. В Москве решили
противопоставить "пошлой" буржуазной продукции что-то
свое.
На
первых советских новогодних открытках изображались счастливые
мамы с ребятишками и башни Кремля. Бумага, на которой они
печатались, была тонкой, краски - блеклыми, но люди радовались
и этому. Через несколько лет на открытках появились Дед Мороз
и Снегурочка. В 80-е и 90-е годы отечественные поздравительные
открытки по своему качеству приблизились к дореволюционному
российскому и нынешнему европейскому уровню.
Если
на российских рождественских и новогодних открытых письмах
чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных
лошадьми или оленями, спешащий к ним на всех видах транспорта,
в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах
или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты.
В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами,
подковами. колокольчиками, сладостями, причем размеры их (карточек)
колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку,
до больших, сравнимых с тетрадным листом. На открытках Скандинавских
стран часто встречаются веселые и добрые гномы. В Швеции отдают
предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации,
фотографиям. Забавную открытку можно встретить в Эфиопии:
Санта-Клаус - негр с черной бородой и в сером халате, сидящий
в повозке, которая запряжена мулами.
Обсудить
статью
|