Ни одно Ваше письмо не останется без ответа...



sp.jpg (518 bytes)

Волшебные открытки

Каждый год миллионы людей в разных странах отправляют друг другу яркие рождественские или новогодние открытки.

Считается, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Художник Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. Другу это понравилось, и на следующий год вдохновленный успехом Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка. А несколько лет спустя в Англии нашелся предприниматель, пустивший рисованные поздравительные карточки в продажу.

По другой версии, посылать открытки к Рождеству начали только с 1841 года, именно тогда они появились в витрине магазина одного предприимчивого книготорговца из Шотландии. Его имя давно забыто, а обычай, которому он положил начало, остался.

Но более распространена версия, по которой первым написал поздравительную рождественскую открытку англичанин Генри Коул, водивший дружбу с принцем Альбертом, супругом королевы Виктории. В 1843 году Коул, будучи человеком слишком занятым, чтобы поздравить письменно всех своих многочисленных друзей, попросил художника Джона Кэлкотта Хосли (варианты фамилии: Хорсли, Герсли) нарисовать открытку. Просьба была выполнена, и свет увидела тысяча отпечатанных открыток с изображением дружной семьи, поднимающей бокалы за здоровье отсутствующих друзей. Неиспользованные Коулом открытки были распроданы всем желающим.

Буквально за несколько лет такой способ поздравления получил широкое распространение. В 1862 году большим тиражом была отпечатана первая серия рождественских открыток, и все они мгновенно нашли своих покупателей. К 1880 году по почте рассылалось более 11,5 миллиона подобных отправлений. Почтовые работники были вынуждены напоминать поздравляющим: "Не откладывайте отправку открыток до самого Рождества".

Первоначально на открытках чаще всего изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Затем в их оформлении стали использоваться мотивы старых традиционных для Британии рождественских обычаев: малиновка, ветки вечной зелени (падуб, плющ, омела), веточка вереска, перевитая тартановыми лентами (национальный символ Шотландии). Позже на открытках появились изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов, веток и елочных украшений.

Во второй половине XIX века поздравительные открытки появились в России. Поначалу их привозили купцы. На тех открытках были только рисунки, надписи на русском языке наносились перед продажей. Стоило подобное поздравление немалых по тем временам денег.

Чуть более 100 лет назад в России появились свои почтовые иллюстрированные карточки. Их производители сразу же отдали предпочтение видам городов и изображениям цветов, животных, птиц, так как понимали, что именно такие сюжеты могут заинтересовать широкую публику.

Долгое время поздравительные открытки печатались в Германии. В нашей стране их производство было налажено в 1898 году (дата приблизительная); первые отечественные открытые письма были посвящены Рождеству и Пасхе.

Открытки дореволюционной России ничуть не уступали в мастерстве, богатстве фантазии художника и качестве полиграфии зарубежным, а порою и превосходили их. Очень скоро они сделались предметом искусства. И в этом нет ничего удивительного, ведь в создании открыток принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, К. Маковский, Л. Бакст, Н. Рерих, А. Бенуа, Е. Лебедева.

В сюжетах господствовал русский стиль с заснеженными избушками, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми. Очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева - символ Рождества, вечно обновляющейся жизни.

Дореволюционные открытки отражали обычай славления Христа в день его Рождества. Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с вертепом или звездой, которая ассоциировалась со звездой вифлеемской.

Поросенок - тоже своеобразный символ праздника, изображавшийся на многих рождественских открытках, "действующее лицо" шуточных сценок. Аппетитный поросенок, начиненный кашей, обязательно присутствовал на праздничном столе.

Встречались на открытках и прелестные женские головки, и семейные сценки. Нередко их использовали для рекламы, ненавязчиво помещая предлагаемый товар под елочкой или в сугробе. Эффектно выглядели открытки, в оформлении которых использовались блестки и "снег", сделанный из борной кислоты.

Один из журналов того времени писал: "Нет теперь дома или квартиры, куда бы ни проникали эти носители всевозможных поздравлений и пожеланий на какие угодно случаи жизни..."

Постепенно открытка стала частью жизни людей, излюбленным средством переписки, простым, удобным и вместе с тем исключительно красивым. Как писали тогда в стихотворении:

"На открытке ведь рисунок часто чудный есть, На рисунке том прекрасном можно все прочесть!...".

С начала XX века отправление и получение поздравлений по почте стали привычным делом для миллионов людей. Огромная масса ярких красочных весточек курсировала по России, доставляя большие хлопоты почтальонам и основательные доходы издателям.

После 1917 года рождественские и новогодние открытки были упразднены как "буржуазный пережиток". Слова "С Рождеством и Новым годом" исчезли из лексики печатных изданий. Однако люди не растерялись и стали посылать поздравления на открытках с репродукциями полотен художников и видами городов. Это продолжалось почти до самого окончания Великой Отечественной войны.

В декабре 1944 года в страну из-за рубежа хлынул поток великолепных новогодних открыток - солдаты и офицеры посылали их родным из освобожденных от фашизма стран Европы. В Москве решили противопоставить "пошлой" буржуазной продукции что-то свое.

На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля. Бумага, на которой они печатались, была тонкой, краски - блеклыми, но люди радовались и этому. Через несколько лет на открытках появились Дед Мороз и Снегурочка. В 80-е и 90-е годы отечественные поздравительные открытки по своему качеству приблизились к дореволюционному российскому и нынешнему европейскому уровню.

Если на российских рождественских и новогодних открытых письмах чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных лошадьми или оленями, спешащий к ним на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты. В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, подковами. колокольчиками, сладостями, причем размеры их (карточек) колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом. На открытках Скандинавских стран часто встречаются веселые и добрые гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. Забавную открытку можно встретить в Эфиопии: Санта-Клаус - негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами.


Обсудить статью

sp.jpg (518 bytes)

sp.jpg (518 bytes)


Журнал основан 14 февраля 2004 года


Перепечатка и копирование материалов журнала только с активной ссылкой на "KATOGA"

Давайте уважать друг друга

sp.jpg (518 bytes)

   

Hosted by uCoz