Надежда
Юргина
Школьные...битвы
чудесные
Будучи
практикующим психологом, я нередко сталкиваюсь с проблемой
школьных конфликтов между учеником и … учителем.
"К чему это красноречивое многоточие?" - подумает
кто-то. Что в этом необычного? Старо. К тому же все давно
привыкли.
Да, это сплошь и рядом. Да, это привычно, банально, и, действительно,
чему тут удивляться? И дети не сахар, и учителям мало платят.
Проблема на проблеме сидит и погоняет ей же.
Но я удивляюсь.
Примеры подобных ситуаций, я полагаю, можно найти во многих
семьях с детьми-школьниками, во многих полузабытых родительских
воспоминаниях. Эта проблема вечная, и не видно ей конца. Стремительно
развивается прогресс, марсоходы бродят по всей вселенной -
а учителя по-прежнему методично ломают указки о головы нерадивых
учеников, и не выходят из школьной моды выражения: "стадо
баранов", "класс идиотов", и… ой, даже и не
хочется вдаваться в эту вереницу красноречия и словотворчества.
Поработав
в школе в роли психолога и в роли учителя одновременно, я
только укрепилась в своей позиции относительно этой проблемы.
И я не перестаю поражаться противоестественности подобной
ситуации.
Конфликт между педагогом и учеником - это парадокс изначально.
Уточню, что под школьными конфликтами я, в первую очередь,
подразумеваю психологические, и даже физические нападки на
детей со стороны взрослых участников школьной жизни. В частности,
я достаточно часто сталкивалась с ситуациями, когда учитель
и ученик вступали в драку, выливая друг на друга ушат нецензурной
брани и болезненных оскорблений. При этом возраст ученика
вовсе не обязательно ограничен подростковыми рамками. Дерутся
трогательные первоклашки, дерутся длиннокосые третьеклассницы.
С учителями физкультуры дерутся, и с учителями литературы
дерутся. И обзывают друг друга, не скупясь на крепкое словцо.
Только вот, бой-то неравный.
С одной
стороны, мы имеем незрелую психику ребенка, несформировавшуюся
детскую личность, которая не обладает ни мудростью взрослого
человека, ни отработанными стереотипами поведения, ни навыками
самоконтроля, ни многогранностью мышления, позволяющего рассмотреть
конфликт с разных сторон и придти к устраивающему обе стороны
компромиссу. Ребенок, как это ни странно покажется взрослым,
не обладает развитой в достаточной мере дальновидностью, помогающей
прогнозировать дальнейшее развитие событий, анализировать
возможные варианты формирования межличностных отношений. Ребенок
- это просто ребенок. Со своей спонтанностью, импульсивностью,
открытостью - со всем тем, что взрослые так усердно, годами
разменивают на непробиваемые слои защитных механизмов, рамок,
масок, ролей, принципов и стереотипов.
С другой
стороны, на нас строго взирает сформировавшийся взрослый,
взявший на себя ответственность не только учить, но и воспитывать
подрастающее поколение. Это человек, который по долгу службы
обязан обладать зрелой, но гибкой личностью, быть эффективным
коммуникатором, способным увлечь и расположить к себе ребенка
с любыми индивидуально-типологическими особенностями, человек,
которому необходимо обладать в первую очередь такими качествами,
как терпение, великодушие и эмпатия.
Учитель не только учит постигать предмет, который он преподает.
Он учит ребенка уважению, как к другим, так и к себе. Учитель
учит милосердию, принятию порой странных, порой удивительных
и достойных восхищения особенностей окружающих людей и окружающего
мира. Учитель - это пример и эталон. Учитель не может быть
по другую сторону баррикад, учитель и ученик должны быть только
"вместе". Для учителя не должно существовать "я"
и "они". Эффективность школьного процесса возможна
только с установкой - "мы".
Взрослый
не должен и не может на равных конфликтовать с ребенком. Не
может выяснять отношения с ребенком. Это в первую очередь
неуважение взрослого к самому себе.
В любом конфликте детей и взрослых ответственность лежит на
взрослых - значит, не научили, не подсказали, не сумели справиться
с ситуацией, не смогли найти подход именно к этому ребенку
и снискать его любовь, уважение и заинтересованность как предметом,
так общением с самим учителем.
Ребенок, встречающий агрессию и унижение, учится агрессии
и унижению. Насилие, как физическое, так и вербальное, не
может быть ни двигателем учебного прогресса, ни оправданием
авторитарных действий взрослого.
Известно, что излишняя властность педагогов способствует развитию
неадекватной самооценки и развитию неврозов у школьников.
Такая властность, как правило, является следствием профессиональной
деформации учителей.
Эмоциональные
и информационные перегрузки, сопутствующие преподавательской
деятельности, нередко ведут к возрастанию раздражительности.
В свою очередь это порождает нетерпеливое и неуважительное
отношение к ученикам, а также усталость от собственной деятельности.
Возникает замкнутый круг - раздражение с работы приходит в
дом, и, усиливаясь, бумерангом возвращается в школу.
И если взрослый не может контролировать свое эмоциональное
состояние, это проблема взрослого. Он может найти множество
путей разрешения этой ситуации - от ухода в отпуск до посещения
профессионального психотерапевта. Но ни в коем случае нельзя
позволять себе вымещать свое недовольство на тех, кто ждет
от тебя одобрения, поддержки, мудрости и ответов на все свои
бесконечные "Почему?".
Конечно,
справедливости ради стоит отметить, что далеко не все учителя
подходят под описываемую категорию. Есть множество талантливых,
удивительно терпеливых преподавателей, одаренных, светящихся
любовью к детям и к своему Делу. Работающих за копейки и со
страстной самоотдачей. Эти учителя на всю жизнь остаются в
памяти благодарных учеников. Спасибо этим людям и низкий до
земли поклон.
Просто эта статья была не про них.
Берегите
себя, берегите тех кто рядом, и пусть на Вашем поле всходят
сильные, гибкие, жизневлюбленные побеги, и никогда не будет
войны.
Обсудить
статью
|